Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Чем питались в годы войны жители Княженки (Брединский район)

Работа Глафиры Суслиной и Ксении Царевской, учениц 5 класса школы п. Княженский Брединского района Челябинского области (учитель истории Нурманов М. К.) в рамках I этапа XVIII Межрегионального детского конкурса работ по этнографии, краеведению и народному творчеству «Уральская слободка».

Чем питались в годы войны жители Княженки (Брединский район)
Когда началась война, всё что выращивали на полях, то есть зерно, отправляли на фронт. Пшеничного хлеба за всю войну практически не видели. Для тех, кто работал на полях, хлеб пекли дома специально назначенные женщины. Может и хлеб этот был лучше. Чуть-чуть лучше было и тем детям, которые ходили в садик. Несмотря на то, что шла война, всё-таки колхоз старался выделять больше продуктов детям. А в домах было по-другому. Хлеб пекли из ржаной муки, но и такого было мало. В воспоминаниях он очень редко упоминается. На трудодни в конце года выдавали в основном рожь, овёс и просо. Вот так вспоминает Надежда Яковлевна Неклюдова – ветеран труда: «На каждый трудодень давали один килограмм овсяной, просяной или ржаной муки». Самой муки было мало, поэтому добавляли семена лебеды, кожуру картошки. При этом наши прабабушки умудрялись готовить разные блюда. Одной из самых популярных была затирюха. Готовилась она очень просто. В муку разбивали яйцо и тщательно размешивали. Затем получившее тесто растирали (затирали) между ладошками до образования комочков. После ссыпали в ситечко и просевали. Полученные комочки опускали в чугунок с водой и кипятили. Когда мука сваривалась, затирюха готова (из воспоминаний Валентины Ивановны Титарчук).

«Наработаешься, а поесть нечего. В обед на стане поставят вешку (тряпка на палке), идёшь туда. Возьмёшь чашечку затирухи (в кипящую воду запускали немного картошки, муки или только одной муки), выпьешь её и снова на работу». Это из воспоминаний Анны Ионовны Орловой – ветерана труда. Даже после войны, когда с продовольствием стало лучше, затирюху готовили. Из овсяной муки могли приготовить кисель. «Называлась она мукой, да в ней было больше шелухи, чем муки. Принесу муку домой, ставлю её мочить на целый день. Потом шелуху убираю, из оставшегося – варю кисель. Это и была основная еда. Коровы не было, хлеб в доме был очень – очень редко»: это продолжение воспоминаний Надежды Яковлевны Неклюдовой.

Анна Александровна Дедова (она работала на тракторе во время войны) рассказывала, как готовила кашу из овса. Она брала немного овса, насыпала в платочек, завязывала и отпускала в радиатор трактора. Вода в радиаторе всегда горячая и овёс варился. Анна Александровна сама ела и угощала подруг, которые работали с ней на полях. Но это было очень редко и в тайне. За это могли посадить в тюрьму.

Вторым хлебом не зря называют картошку. Все старались как можно больше посадить её у себя дома. Потому, что каждая семья должна была сдать определённую норму государству. Остальное оставалось семье. Но всё равно до следующего урожая не хватало. А когда садили в землю, вырезали глазки в картошке и садили их. Картошку толкли в ступе скалкой, добавляли муки. Получались булочки. Также жарили лепёшки из такой муки. Их называли «драники».

Хорошо если была корова. Это действительно была кормилица. Молоко, масло тоже надо было сдавать государству, для отправки на фронт. Но всё равно, что-то и себе оставалось. У кого была корова, те приносили немного молока соседским детишкам. Старались помогать друг другу. Корова не у всех была. У многих мужья ушли на фронт, погибли. А за коровой нужен уход, ремонтировать сарай, накосить сена. Одной женщине управиться не было сил и времени. Она всё время на работе, дома маленькие дети. Когда было молоко, варили овсяную кашу. У кого-то был мелкий рогатый скот, то есть овцы, козы. Здесь тоже надо было сдавать шерсть, пух, мясо. Но и себе оставалось немного. Птица, если была в хозяйстве, была также большим подспорьем. Яйца также сдавали государству. А остальное себе на пропитание.
Летом было немного легче. Очень выручали огороды. Они находились за речкой. Выращивали огурцы, помидоры, свеклу, капусту, редьку, лук. Всё это заготавливалось на долгую зиму, шло на пропитание летом. Ели так, использовали как приправу, можно сделать салат. (Из воспоминаний Валентины Ивановны Титарчук).

Очень хорошо помогали лес и поле, речка. В поле собирали ягоды, вишню, грибы, разные травы. Всё это сушили, оставляли на зиму. Некоторые из них, как растения, так и животные имеют свои местные названия. Например, щавель называли кислятка, из–за кисловатого вкуса. Щавель ели, добавляли в пирожки, в супы. Детишки также ели «бзнигу», так называется паслён. Из него можно готовить компот, но в военное время из – за нехватки сахара, не варили. Ягодами заваривали чай, лечили от болезней, например, малиной и шиповником от простуды. А вот как получали муку из лебеды. Собирали лебеду, убирали с неё ветки, листья. Затем начинали шелушить семена, их очищали и толкли в ступе. Когда они превращались в единое месиво, пекли лепёшки. Она получалась рассыпчатой. Это из воспоминаний Марии Андреевны Степановой – ветерана труда.

Семена конопли также толкли в ступе, смешивали с водой и так ели. Из конопли делали масло. Из воспоминаний Нины Семёновны Фёдоровой: «Брали семена, веяли. Затем толкли в ступе. Получалось масло, которое добавлялось для поджарки. Или в масло макали какое-то блюдо». Жмых, который оставался, также можно было употреблять в пищу. В поле было много лука. Его ели, заготавливали на зиму. Мария Андреевна так рассортировала его. «Лук ямчатый, он был тоненький, круглый. На вкус горький. Лук болотный, рос на болотах. Он был сочный. Его ели много прямо в поле. Есть всегда хотелось. Лук круглый. Он был сладкий. Из него пекли пироги. Брали по одной луковице, добавляли яйца и пекли на печи. Были очень вкусные». В пищу шли такие травы как кукушкины слёзы, просвира. Но они, особенно кукушкины слёзы, очень мелкие. Просвира чуть-чуть крупнее, но тоже мелкая. А ещё Мария Андреевна упоминает куян талбан. Что это объяснить не могла. Но это, наверное, заячья капуста. Потому, что «куян» с казахского языка переводится как «заяц», а «талбан» – трава.

А ещё собирали яйца диких птиц. Можно было просто ходить по полю и искать гнёзда. Это долго. Поэтому придумали интересный способ. Брали длинную верёвку вдвоём, расходились на большое расстояние друг от друга (по длине верёвки) и шли в определённом направлении. Если верёвка касалась гнезда, птица взлетала. Таким образом, находились гнёзда и яйца птиц. (Из воспоминаний Александра Ивановича Фёдорова и Александра Игнатьевича Сапуглицева).

Речка была богата рыбой. Потому, что тогда не было никаких плотин и вода была проточной. Водились пескарь, карась, щука, линь и другие виды. Мальчишки ловили рыбу удочками. Бородили – как называется этот способ ловли никто объяснить не смог. Бородили и всё тут. Это когда брали дома марлю, взявшись за два конца, растягивали по её длине и шли по воде. Марля должна идти по дну, или максимально ближе ко дну. Пройдя определённое расстояние, поднимали марлю. Вода стекала, а рыба оставалась. Воду, где бородили, специально мутили, чтобы рыба не видела людей. Пойманную рыбу жарили, варили. А также солили, вялили. Ставили морды, специальное приспособление для ловли рыбы. В основном эта работа детей. Все взрослые были на работе. (Из воспоминаний Александра Ивановича Фёдорова и Александра Игнатьевича Сапуглицева).

Кроме рыбы речка давала другой продукт питания. Называется он чака. Мария Андреевна Степанова говорит, что они её называли «хрульки». Это камыш, который выдёргивали из речки, снимали листья. Расщепляли его и доставали середину камыша, который и съедали. Он сладковатого вкуса. Ближе к корню имеет белый цвет, за что называли «сметана».

Интересным является охота мальчишек. Охотились на мелких животных. Это суслики, сурки, барсуки, тушканчики и хомяки. Интересно, что тушканчиков называли «дребоганки». Как объясняет Мария Андреевна Степанова, за их худобу.

Использовали приспособление, которое называется «силки». Это тонкая проволока, завязанная на удавку с одного конца. Другой конец проволоки привязан к железному пруту, который вкапывается в землю у норки зверька. Когда зверёк выходит из норки, голова проходит сквозь петлю, а туловище нет. В страхе животное рвётся вперед, и петля затягивается на шее. Силки проверяли рано утром. Потому, что зверьки выходят на охоту рано. Если опоздать, зверька могут съесть другие. Или же они могут сдохнуть. А такого никто есть не будет. Разве что снимут шкурку. Другой способ заключается в выливании. Из ближайшего водоёма приносят воду и выливают в норку до тех пор, пока животное, захлёбываясь, не выскочит из норки. А его караулят мальчишки. Чем-то добивают и несут домой. Мясо кушали, но не всё. Часть также сдавали в колхоз. Из мяса барсука готовили сурпу. Это в переводе с казахского означает бульон. Он очень лечебный, особенно от простуды. Также полезно от простудных заболеваний барсучиное сало. Его до сих пор используют при болезнях. А шкурки продавали. Мальчишки того времени помнят их цены: Сурок - 60 копеек, суслик 60 копеек, барсук- 60 копеек, хомячок - 1рубль, тушканчик 30 копеек. А вот куда уходили деньги они не знают, просто их не видели. (Из воспоминаний Александра Ивановича Фёдорова и Александра Игнатьевича Сапуглицева).

Прабабушка Ксении Царевской рассказала об одном применении шкуры. На чердаке дома лежала часть шкуры быка. И вот её дети нашли её, отрезали несколько полосок и начали палить на костре. Чтобы, наверное, съесть. Бабушка увидела и забрала её. Оказывается, она полоски шкуры палила, очищала, мыла. Затем опускала в кастрюлю, где варился суп, для навара. Правду говорят «Голод не тётка». Это было зимой. Летом шкура пропадёт из-за жары.

В своей работе мы постарались выяснить, чем питались люди в нашей Княженке в годы войны. Кажется, нам это удалось. Выяснили из чего готовилось питание и каким образом. Но остались и вопросы. Например, в вопросе о названиях трав. Не до конца понятны условия приготовления. То есть, сколько времени варится, когда наступает готовность блюда. В наше время трудно, почти невозможно поверить, что так питались, особенно дети. Особенно когда они утверждают, что жили хорошо. А потому, что жили дружно. Помогали друг дружке. Вот и победили поэтому.