Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Новости

Склярова Марина Юрьевна, член жюри, главный хореограф ГУК ОЦНТ

Анализ просмотра тематических программ «Весна Победы нашей» творческих коллективов Челябинской области в рамках Всероссийского фестиваля «Салют Победы»

Праздник творчества «Весна Победы нашей», проводимый в рамках «Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы», стартовал в Челябинской области 28 марта 2009 года в городе Копейске, 29 марта в городе Магнитогорске, 18 апреля 2009 года в городе Миассе, 25 апреля 2009 года в городе Кыштыме.
По вызову 9 территорий области, просмотрены тематические программы городов: Южноуральска, Троицка, Чебаркуля; муниципальных районов Чесменский, Октябрьский, Красноармейский, Саткинский, Коркинский, Чебаркульский. Всего в фестивале приняли участие 37 территорий Челябинской области.
По объективным причинам, среди которых главная – отсутствие финансирования, не смогли принять участие в фестивале творческие коллективы Еткульского, Троицкого, Верхнеуральского, Кусинского муниципальных районов, Локомотивный городской округ. И совсем по непонятным причинам не приняли участие творческие коллективы города Челябинска.
В праздниках творчества приняли участие 1819 самодеятельных артистов 155 художников с охватом зрителей 4929 человека.
Показанные на фестивале тематические программы отличает достаточное жанровое многообразие. Здесь и тематические концерты, театрализованные композиции, музыкально-поэтические композиции, хореографическая сюита, агитбригада, концерт-плакат. В подавляющем большинстве – это концерты, посвященные теме войны и вклада жителей того или иного района в Победу. Наиболее оригинальные и профессионально поставленные программы отмечены званием лауреата.
Программы-лауреаты имеют несомненную художественную ценность, что определило целесообразность их показа на заключительных мероприятиях фестиваля в 2009-2010 годах. На фестивале были отмечены десятки талантливых исполнителей и творческих коллективов, среди которых и известные ранее, и относительно недавно созданные, впервые выступившие на областном фестивале. Очень отрадно, что рядом с горожанами среди лауреатов немало сельских артистов. К несомненным положительным итогам следует отнести обилие детей и молодежи в составах творческих делегаций. Отмечены удачные примеры в подборе и монтаже видеоряда (почти все территории). В целом следует отметить, что успешные выступлении в фестивале как правило, были характерны для территорий, где активно и целенаправленно работали над организацией фестиваля.
В каждом фестивале есть показы, которые заставляют задуматься – это и положительные и отрицательные эмоции, это радость за одних и огорчение за других, это ожидаемый результат и удивление чем-то необыкновенным. Всё это присутствовало и на фестивале «Салют Победы».
Стоит отметить, что на сцене появилось много мужских коллективов и отдельных исполнителей, и в большинстве своём это качественное выступление:
вышедший из временного затишья мужской вокальный ансамбль «Россияне», г. Трёхгорный и постоянный участник областных акций обновлённый состав «Ясного сокола» с. Чесма радуют исполнительской силой и пониманием того, что делают;
вокальный ансамбль ГОВД Кыштыма «Баллада» и мужская группа хора казачьей и русской песни Красноармейского района – настоящие мужчины на сцене;
всеми любимый ансамбль «Митрофановна» с лирическим звучанием солдатского вальса и два ВИА из Кунашакского района;
участники Усть-Катавского театра, играющие отчаянно, на разрыв души, и молодые, но тонко чувствующие ребята из Кыштыма, читающие письма с фронта.
Известные солисты Сергей Горновой из В. Уфалея, Виктор Галеркин из Аши, а рядом молодой Дмитрий Лысов из Усть-Катава, Максим Смолин из Миасса, Алексей Баталов из Златоуста, Евгений Свалов из Увельского района и другие;
И, конечно, молодёжный театр «Проспект горняков» из г. Коркино, который изобилует мужской силой, характером, мощью и уверенностью.
Это лишь небольшая часть мужчин на сцене!
Вторая радость, которая охватывает при просмотре – это участи молодёжи! Не везде и не всегда молодые люди понимали, что они говорят, что делают, ради чего всё это было, но были и очень талантливые работы.
Молодёжной театральной группой Кыштыма проведена большая работа по документальному материалу. Обилие этого материала немного затянуло концертный вариант программы, но это не беда – ребята пропустили всё через собственное сердце.
Шоу-группа «Движение» с программой «Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек» тронула своей наивностью, попыткой прожить то, что исполняют.
Молодые ребята – ведущие из Златоуста, которых, к сожалению, не указали в программке всем своим видом говорили «...не спешите уйти, ветераны, оставайтесь до новой весны».
Пара ведущих в программе Каслинского района «Цветущий май» и др.
Всё это новое поколение – перспективное, талантливое, набирающее силу. Но иногда хочется сказать, а где же требовательный взгляд мэтров? где опытная рука стажистов? где подсказка педагогов с профессиональным опытом?
Порой каждый номер программы разбивался выходом ведущих с текстом или стихами, иногда даже не очень сочетаемыми с самим номером. Это потеря темпа, потеря интереса зрителя, разрушение создаваемого накала. Даже иногда хорошие ведущие в образе (но часто выходящие на сцену) работали против себя…
Как выясняется настоящий ведущий – это товар штучный. Можно перечислить из всей массы отсмотренного нескольких: это Венера Сафина, Вадим Козин – Аша; Евгений Сидоров – Миасс; Ольга Цируль – Усть-Катав; Роман Ахмедзянов – Кыштым; Ильдар Хайретдинов – Аргаяш; Елена Хорева, Василий Шелемет – Южноуральск; М. Рукавишникова, А. Великоднев – Троицк.
Если говорить о художественном чтении – это очень противоречивый жанр, его нужно суметь подать, чтобы заставить зрителя прислушаться. С этим справились: Татьяна Истомина – Чебаркуль ст. «Моё поколение», Ильдар Хайретдинов – Аргаяш, В.Климов –Озёрск, С.Васильева – Уйский район ст. «Русская душа».
Четырежды звучали «Зенитчицы» Р. Рождественского. Прочтение стиха одинаковое у всех – исполнительница с высоким голосом, хрупкая, испуганная…. А вот если бы как-то это было иначе… может быть шёпотом прочтённый крик или другая находка…
Знакомые произведения трудно подавать заново. Перепеть известную песню или читать стихотворение, которое знает каждый… Для этого нужен огромный талант или своё лицо!..
Очень жаль, что не так много хореографических коллективов приняли участие в программах. Удивительно, что в области есть лучший коллектив России – «Златоустье» и они не захотели пробраться в региональную программу.
Зато открылся для нас новый коллектив «Рассвет» из Каслинского района, был как всегда трогательным и красивым ансамбль «Любава», Трёхгорный, «Форс-мажор» из Миасса опять предложил интересный ход в продвижении сюжетной линии программы путём современной хореографии. Студия классического танца «Фуэте» представила полную программу, которая достойно представила город Снежинск. Ведь путём хореографии можно сказать всё – и боль и радость, и любовь и потерю… Эта программа была спектаклем настроения, чувств и размышлений.
Не всегда хореографические номера были в программе украшением, а жаль, но это уже проблема жанровая. Украшением стали ансамбль эстрадного танца «Карамель», Чебаркуль; ансамбли «Станица», «Улыбка», «Грация» с. Миасское; ансамбль «Стиль» В. Уфалей; студия «Аверс», Миасс.
Очень удивительной выглядела хореографическая картинка «Дорога» ансамбль «Фламинго», г. Троицк, рук. Марина Шаманова. Безупречно подготовленные исполнители - девушки танцуют под песню группы «Любэ»(!), но в процессе номера это несоответствие превращается в находку. Это значит, что балетмейстер сумел ухватить настроение и мысль музыкального произведения, переложив для своего коллектива.
Отдельно хочется сказать о цирковых коллективах, которые просто неожиданно точно продвигали действие в задумках режиссёров. Это цирк «Аллегро», Чебаркуль, это «Гротеск», Трёхгорный, «Сюрприз», Увельский район и, конечно, «Феерия», Южноуральск. Безмолвное пластическое решение оказывает огромное психологическое влияние на зрителя.
Немногие территории использовали в программах инструментальный жанр. По известным причинам участие оркестров в программе составляет сложности, но те, кто с этим справился – достойны похвалы.
Программа города Троицка «Концертная бригада фронтовая» построена на одном эпизоде – фронтовые выступления артистов (с фактическими данными). Это авторский сценарий Л. Хмелёвой, который передал колорит и ощущение полевого концерта. В эту программу вошли два оркестра. Связанный точно поданным текстом, актёрскими мизансценами – этот жанр был как нельзя более кстати (образцовый эстрадный оркестр рук. Андрей Егоров и народный коллектив АНИ «Радуга» рук. М. Гаврилов).
Прозвучавший по-казачьи марш «Прощание славянки» в исполнении хора казачьей песни, рук. А. Ткачёв, без лишних слов напомнил об уходе мужчин на фронт.
Духовые оркестры были всегда парадными, призывными, и попытка таких оркестров стать продолжением сюжетной линии тоже увенчалась успехом в программе городов Миасса, Касли, Сатки.
Как ни странно, встречались программы, где исполненные номера были высокого качества, но, не связанные воедино режиссёром, они как бы повисали сами по себе, и цельности программы не было.
Отдельно стоит поговорить о номерах, созданных двумя жанрами. Это в основном вокал и хореография. Когда исполнители песни стояли сами по себе, а за их спиной шёл хореографический номер, то это получалось чужеродные друг другу действия, с полным отрывом друг от друга. В данном случае солист занимался самолюбованием, не замечая происходящего, а танцорам порой мешал «кто-то ещё стоящий на сцене».
Но как только солист становился соучастником происходящего – зрелище становилось полноценным, богатым, двигающим мысль и действие вперёд, и зритель получал полное эстетическое удовольствие.
Многие территории использовали жанр литературно-музыкальной композиции.
Кто-то из режиссёров разумно придал ей сценический вариант, а кто-то оставил в неизменно салонном стиле. В формате данного фестиваля, пожалуй, видоизменённая форма всё же выигрывает, хотя, без сомнения, профессионализм Озёрского клуба «Таланты и поклонники» превратил свою программу в трогательное зрелище.
А вот программа Кыштыма «Мы эхо друг друга» несколько рассыпалась из-за вставных номеров, хотя, несомненно, есть логика в появление и хореографического дуэта с шуточным номером, и песни «Синий платочек» (кстати, это произведение было исполнено единожды во всём фестивале). Вообще песни военных лет звучали лишь в попурри эстрадного оркестра и АНИ из Троицка, да мужского ансамбля «Ясный сокол» из Чесмы.
Имел место и факт материала, данного не по возрасту: еврейский вопрос в драматическом спектакле села Метлино, который был просто привязан к фестивалю белыми нитками в исполнении детей, даже не подростков… Да, материал местный, факты, имеющие место, и воспитательный момент налицо, но на фестивале народного творчества это было несколько неуместно.
Дважды в программы был приглашёны для участия настоящие ветераны. Но если в Сосновском районе это был действенный образ, и действие ему было дано реальное, что было очень эффектно и трепетно, то в программе Верхнего Уфалея (несмотря на то, что программа просто великолепная!) пожилой ветеран был жалок, и слёзы пробивались не потому, что волнует его участие, а потому, что жалко его – беспомощного уже человека…
В Чебаркуле роль ветерана войны играл ветеран труда и выполнял реальные действия в церемонии передачи Книги памяти кадетам. А вот в Аргаяшском районе роль ветерана сыграна талантливым артистом.
Некоторые территории использовали в программах элементы декорации. Один из интересных вариантов был в Сатке – программа «Нашей победы оркестр». Здесь мы увидели мирный парк, откуда провожали на войну и где встречали победителей. А фрагменты военного времени были показаны на фоне защитной маскировочной сетки – очень просто, но точно показывающей атмосферу и настроение.
После целостного анализа отсмотренных программ, можно сказать, что в лидерах те, кто готовился специально, кто отнёсся к проекту внимательно. Выигрывают не отдельные номера, а сводная программа, объединённая единой мыслью.
Мы благодарим начальников отделов культуры, которые сами представляли свои программы, это является большой поддержкой для участников и придаёт значимость акции.